В 1978 году Малколм Макларен показал как в 10 приемов надуть весь шоу-бизнес с группой отъявленных подонков под названием Sex Pistols. Снятый псевдо-документальный фильм The Great Rock'n'Roll Swindle впечатался в пышную задницу шоу-бизнеса протектором Dr. Martin's, вытрясая из нее солидный запас бумажек с изображением королевы Виктории, президента Франклина и других многоуважаемых персон. Внедрение в политические и общественные сферы очень напоминало революцию, и поскольку в роли матроса Железняка выступала Вивьен Вествуд, то переворот получился еще и весьма привлекательный. В России сегодня в ходу тихие экспедиции к вершине музыкального Эвереста, сопровождающиеся перетеканием черного нала из одних личных сейфов в другие. Есть ли шанс надуть подобную схему?
Рыжие братья появились в Москве скромные как первоклашки в компании хищно поблескивавшего очками Леонида Бурлакова. В январе-феврале 2005, пока Бурлаков осуществлял свои оккультные действия, запершись с близнецами в студии, о них вроде бы позабыли и страсти улеглись. Но как это часто бывает, посреди media-штиля в эфире радио Maximum появилась первая ласточка, точнее ее "Вторая половина".
Пока "Вторая половина" медленно, но верно карабкалась вверх по скользкой лестнице хит-парада двух столиц, в кустах тикал часовой механизм бомбы, замаскированной под рояль. Согласно разведданным, сделанные в узком кругу ставки на "Ресницы" изначально превышали ожидания от успеха "Второй половины". Однако для затравки, на стратегическом КП (кухне продюсера) было принято решение бросить пробный шар. Шар стену пробил и дорожку укатал так, что "Ресницы" непринужденно взлетели на первое место того же чарта.
Трансформация музыкантов происходила молниеносно. Рыжие клоны на глазах забросили начальную школу и стали выглядеть как прогульщики-мажоры. Несмотря на общеизвестный факт, что группе с периферии далеко не сразу удается расстаться с колхозными замашками, рок-совок таял на глазах. И у тех, кто пришел 19 мая в "Олимпийский" на десятый Maxidrom исчез всякий скепсис. Укомплектованные нескладными, но контрастными парнями с гитарой и клавишами, а также барабанщиком, смахивающим на затесавшегося в The Who Дэйва Ломбардо, Боря и Костя Грим спокойно и м етодично доводили 15 000 человек до оргазма.
Организаторы любого фестиваля обязательным тезисом своей PR-кампании называют "открытие новых имен", однако из года в год героями подобных мероприятий становятся давно примелькавшиеся группы. Тем не менее, Maxidrom, "Мегахаус", "Крылья", - все крупнейшие музыкальные солянки единогласно признали "
Братьев Грим" событием. Лишь тверской панк-турслет "Нашествие" проигнорировал группу. По словам программного директора "Нашего радио" Филиппа Галкина "Братья" не вписывались в формат из за "излишней хитовости". Видимо, это не касалось выступавшей на главной сцене "
Умытурман", находящейся в тяжелой ротации MTV и признанной многими экспертами самым громким проектом 2004 года.
Хитовость, поставленная близнецам на вид, до сих пор не дает покоя многим музыкальным критикам. С их точки зрения, "
Братья Грим" действительно виноваты в том, что обладают талантом писать шлягеры, играя при этом рок-н-ролл. При этом никто не вспоминает о The Doors, чей хит "Light My Fire", ставший синонимом психоделической революции 60-х, был перепет десятками эстрадных исполнителей. Jose Feliciano в 1968г. поднимался с этим кавером до 3 места в Billboard Pop Singles. Не говоря уж о триповой No Woman No Cry Боба Марли, которую многомиллионный народ СССР узнал в исполнении ямайско-немецкого ансамбля Boney M.
Лифтом в рай и камнем на шее обоих братьев стало появление в эфире "Ресниц". На альбоме достаточно жесткого материала: гранжевое "Раненое солнце", кухонный триллер "Катя" ("Маман") или поп-панковские "Пух и перья", однако "прорвала" рынок именно эта романтичная песня, ставшая поперек горла ненавистникам легких мелодий. Пока полстраны хлопало ресницами на всей линейке FM диапазона, элитные части музыкальной журналистики залегли в окопы молчания. Только в ответ на приказы редакционного командования гвардейцы отстреливались сдержанно-ехидными публикациями.
"
Братьев Грим" можно критиковать по многим пунктам. Например, за групповое мышление музыкантов, которое не свойственно большинству российских групп, по большей части эгоцентричных. В конце концов, музыковедческие аргументы никогда не были определяющими для признания артиста. Панк-рок или гранж, даже корневое регги не зиждится на фундаменте исполнительской техники, виртуозного мелодизма или глубоких знаний гармонии. И что вообще означает "пентатоника"?
Стоит разочаровать сторонников версии блиц-раскрутки "
Братьев Грим" - до салютоподобного взлета группа выдержала пять тихих местечковых альбомов в Самаре, переиграла по всем местным трэш- (и не очень) клубам и во всех окрестных поселениях. Их промо-диск попал в руки Бурлакова с двумя пересадками - в Питере и Новосибирске. Что тут сказать? Многое в этой истории осталось за кадром, хотя профессия журналиста подразумевает задавание вопросов.